Закономерности изменения ндс в разных странах, показатели и принцип начисления

 

Впервые о потенциальной возможности взимания косвенного налога заговорили в Германии, а
непосредственным инициатором подобных изменений стал Вильгельм фон Сименс.

В 1919 году его компания понесла колоссальные убытки,
поэтому фон Сименс хотел реформировать налоговую систему с целью перекладывания бремени выплат на потребителей.

Но вскоре владелец
крупной транснациональной корпорации умер, а идея внедрения системы НДС на время была забыта.

Мысль о введении косвенного налога возродилась во Франции в 1954 году, когда финансист
Морис Лоре предложил правительству страны схему налогообложения, в которой она функционирует ныне.

После недолгого обсуждения было
принято решение «обкатки» схемы взимания налога на французской колонии, а именно, в Кот-д’Ивуаре.

Финансовый эксперимент имел значительный
успех, поэтому Директивой Совета ЕЭС в 1967 году НДС был признан главным косвенным налогом Европы.

Закономерности изменения НДС в разных странах, показатели и принцип начисления

Сегодня НДС взимается в 137 странах, причем ставки в государствах существенно различаются. К примеру,
наиболее высокая ставка в Норвегии, Дании, Швеции, поскольку она составляет 25%.

В Великобритании, Австрии, Болгарии, на Украине стандартная
ставка равняется 20%, в Германии, на Кипре — 19%, во Вьетнаме, в Ливане — 10%. В Соединенных Штатах Америки НДС отсутствует, а вместо него функционирует налог с продаж. Он
взимается магазином с покупателя в пользу штата, в котором был приобретен товар.

В каждом конкретном штате процентная ставка разная: она
варьируется в диапазоне 3-15%. Также НДС не взимается в Макао, в Гонконге.

 

Ндс в россии

В СССР в 1930-1932 гг. начал функционировать налог, взимаемый с оборота.

Он вводился на некоторые
виды продукции (табачные изделия, товары длительного пользования) и обеспечивал весомую долю доходов бюджета Советского Союза.

Конечно, данный
налог мог существовать в условиях жесткого регулирования цен государством, поэтому в 80-х годах по причине прогрессирования рыночных отношений
его ограниченность стала очевидной.

В 1990 г. система налогообложения претерпела изменения, потому что был введен налог с продаж. Но хоть
он и в большей степени соответствовал условиям хозяйствования, однако весь спектр не охватывал. А это значит, что налог, взимаемый в момент
приобретения товара либо услуги, также имел ограниченную сферу действия.

В 1992 году вышеперечисленные налоги были заменены на НДС. Порядок его исчисления и уплаты изначально
определялся законом «О налоге на добавленную стоимость», а с 2001 года он регулируется главой 21 Налогового кодекса.

Наибольшая ставка НДС в
России с даты его введения составляла 28%, но потом она была снижена до 20%. Сегодня размер НДС составляет 18%.

Кроме того, действуют пониженные
10-процентные ставки: речь идет о продаже медицинских и детских товаров, печатных изданий, книжной продукции, носящей образовательный характер.
Кстати, для экспортируемых товаров ставка НДС составляет 0%.

В России налоговый учет ведется с использованием счета-фактуры. Формат данного бланка имеет установленную
форму, а порядок его заполнения строго регламентирован.

На основании счетов-фактур формируется Книга покупок, а базисом для Книги продаж считаются
выданные счета-фактуры. Важным изменением, коснувшимся отчетности, является сдача декларации по НДС в электронном виде.

Такое
новшество разработано с целью масштабной борьбы с фирмами-однодневками.

А все ли платят косвенный налог? Плательщиками НДС признаются различные организации и частные предприниматели,
работающие по обычной системе налогообложения.

Плюс ко всему, существует особый вид режима, основной ориентацией которого является снижение
налоговой нагрузки на владельцев среднего и малого бизнеса.

Получается, что, субъекты, перешедшие на упрощенную систему налогообложения,
освобождаются от уплаты ставки.

 

Уплата НДС

НДС уплачивается поквартально, а его расчет является крайне важным аспектом ведения бухгалтерии.
Для начинающих предпринимателей выделение НДС может показаться сложной процедурой, но если разобраться в нюансах, расчеты можно вести самостоятельно.
Итак, как же начисляется и выделяется НДС ?

 

Методика расчета НДС

Если нужно выделить НДС, следует цену с НДС умножить на 18 и разделить на 118.
Например, если сумма составляет 2000 рублей, 2000 умножить на 18 (36 000) и разделить на 118. Получается 305,08 рублей.

Если необходимо начислить НДС на сумму, следует цену без НДС умножить на 0.18 (получаем сумму НДС) и к
получившемуся результату прибавить сумму без НДС.
Например, если сумма без НДС составляет 2000 рублей, 2000 умножаем на 0.18, НДС равен 360.00 рублей. К сумме НДС прибавляем сумму без НДС,
360 + 2000.00 получаем 2360.00 рублей.

Калькулятор НДС

Если же рассчитывать НДС вручную неудобно, можно воспользоваться нашим специальным онлайн-сервисом
«Калькулятор НДС». Все очень просто: вводится сумма, выбирается операция, ставка, нажимается кнопка расчета. Основным достоинством калькулятора
является экономия времени и исключение вероятности ошибки.

  • Перейти на страницу с Калькулятором НДС
  • Закономерности изменения НДС в разных странах, показатели и принцип начисления
  • Геометрические фигуры

Источник: https://calculator888.ru/spravochnik/ekonomika/nds.html

Современный НДС

Закономерности изменения НДС в разных странах, показатели и принцип начисления

Печатное издание Нет в продаже

Современный НДС

Пер. с англ. публикации МВФ

The Modern VAT

Ebrill, Liam P.; Keen, Michael J.; Bodin, Jean-Paul; Summers, Victoria P.

  • 2003 г.
  • М.: Издательство «Весь Мир»
  • ISBN 978-5-7777-0188-6, 5-7777-0188-4
  • 60×84 1/16
  • Обложка
  • 256 с.

Книга написана экспертами Международного валютного фонда на основе изучения мирового опыта по внедрению и применению налога на добавленную стоимость. В ней рассматриваются принципы действия этого налога и особенности его взимания в разных странах мира.

Налог на добавленную стоимость, или НДС, впервые предложенный учеными почти 50 лет назад, сегодня действует в большинстве развитых и развивающихся стран. Насколько эффективен и справедлив НДС, можно ли его ввести во всех странах без исключения, каковы его положительные и отрицательные стороны — вот проблемы, которые поднимаются в этом весьма информативном и научно обоснованном исследовании.

Книга представляет особый интерес в контексте проходящих в России налоговых реформ. Издание предназначено специалистам по проблемам налоговой системы, а также преподавателям и студентам.

Впервые книга вышла в свет в 2001 г. в США под названием: Liam Elbrill, Michael Keen, Jean-Paul Bodin, and Victoria Summers. The Modern VAT. International Monetary Fund. Washington, D. C.

ВведениеГлава 1. Происхождение, значение и распространение НДСЧто такое НДС?Происхождение и распространение НДСНДС на современном этапе: распространение и значениеЧто происходит после принятия НДСГлава 2. Основные особенности исчисления НДСНДС как налог на потреблениеУничтожение налога на производственные затратыРазрывы в цепочке начисления НДСЭквиваленты НДСМетоды определения обязательств по НДССравнительный анализ НДС и налога с розничных продажГлава 3. Действительно ли НДС очень эффективный налог?Обеспечивает ли НДС больше поступлений в бюджет, чем налог с продаж, который он заменил?Как определить эффективность НДС?Собирают ли страны c НДС больше налоговых доходов?Общие государственные доходы и субсидииОбщие государственные налоговые доходыНалоговые доходы центрального правительстваВыводыГлава 4. Как НДС воздействует на государственные доходыСуммарное измерение действия НДСВ каких случаях воздействие НДС на государственные доходы особенно велико?Значение импорта в сборе НДСВыводыГлава 5. Расходы по сбору НДС и сложность этого налогаОценка пригодности НДС для развивающихся странРасходы налоговых органов и налогоплательщиков на сбор и уплату НДСДействительно ли НДС сложнее налогов, которые действовали до него?ВыводыГлава 6. Рекомендации МВФ, касающиеся НДС, и применение их на практикеОбзорТочное соблюдение приемлемых рекомендацийНеточное соблюдение приемлемых рекомендацийИзменение рекомендацийТрудности в работе налоговых органовВыводыГлава 7. Дифференциация ставок НДСИстория вопросаСколько ставок должен иметь НДС?Выгоды от дифференциации ставокИздержки дифференциации ставокСравнение выгод и издержекВыводыГлава 8. Освобождение от НДСИстория вопросаПоследствия освобождения от НДСПадение или рост налоговых доходовИскажение выбора средств производстваСтимулирование самообеспечения Искажение принципа страны назначенияФирмы, частично освобожденные от НДСРасползание освобождения от налогаУклонение от освобожденияПочему освобождают от НДС?Трудности обложения налогом продукцииОсвобождение от налога как менее дорогая и с административной точки зрения более удобная форма сниженной ставки налогОбщепринятые случаи освобождения от НДСГосударственный секторОбразованиеЗдравоохранениеФинансовые услугиНедвижимость и строительствоВыводыГлава 9. Налогообложение сельского хозяйстваИстория вопросаОсобенности сельскохозяйственного сектораДвижение в сторону полного налогообложенияВыводыГлава 10. Бедность, справедливость и НДСНДС в общей налоговой системеНалогообложение потребленияРегрессивно ли налогообложение потребления?Смягчение негативного воздействия НДС на распределениеИсследование опыта некоторых странНалогообложение малого бизнесаВыводыГлава 11. Порог налогообложенияИстория вопросаУсловия, определяющие размер пороговой величиныЭмпирическая закономерностьКомпромисс между доходами от налога и расходами по его сборуИскажения, возникающие из-за разного налогообложения фирм, оборот которых выше или ниже пороговой величиныСпециальный режим налогообложения для субъектов, находящихся ниже пороговой величиныВид порогаВыводыГлава 12. Организация работы налоговых органовИстория вопросаОрганизация сбора внутренних налогов: таможня или специальная инспекция?Сбор НДС таможенными управлениямиСбор НДС специально учрежденным органомСбор НДС службами внутренних налоговВыводыГлава 13. Расчет НДС, причитающегося к уплате, самими налогоплательщикамиИстория вопросаОпыт, имеющийся в этой областиСамоначисление: условия и проблемыУсловия введения принципа самоначисленияПочему самоначисление так важно для эффективной работы налоговых органов?Главные причины сопротивления методу самоначисленияВыводыГлава 14. АудитИстория вопросаПочему и насколько важен аудит?Почему эффективные программы аудиторских проверок особенно важны для взимания НДС?Почему программы аудиторских проверок часто неэффективны?ВыводыГлава 15. Возмещение переплаты входного НДСИстория вопросаМасштабы выплатПричины неудач и возможные решенияТрудностиМетоды решенияВыводыГлава 16. Малые страны и НДСИстория вопросаЭффективность НДС в малых странахСравнение НДС с таможенными пошлинами, взимаемыми по единой ставкеВыводыГлава 17. Взаимодействие юрисдикцийИстория вопросаСтрана назначения и страна происхождения: сравнение принциповПринципы страны назначения и страны происхождения применительно к НДСКакой принцип предпочтительнее?Недостатки принципа страны назначенияНалогообложение по нулевой ставкеДвижение товаров через границы соседних странМеждународные услугиЭлектронная коммерцияНДС на основе принципа страны назначения без применения нулевой ставкиВзаимозачетыКомпенсационный НДС (CVAT)Стимулирующий интегрированный НДС (VIVAT)Опыт некоторых стран с федеративным устройствомСоюз Независимых Государств (СНГ)БразилияВыводыГлава 18. Каково будущее НДС?Об авторахЛитература

  • «Финансовый директор», №3 (21) март 2004 г.

Источник: https://www.vesmirbooks.ru/books/catalog/economy/80/

Размер НДС в разных странах мира: самые высокие и низкие ставки

После принятия решения правительством России о поднятии НДС на 2% становится интересно: какой размер НДС в странах мира. Для более полной картины мы проанализируем, как это влияет на уровень благосостояния их граждан.

Но прежде чем анализировать ставку НДС в странах мира, напомним, что налог на добавленную стоимость это плата в бюджет государства за работу, услугу или товар. Он берётся на всех стадиях производства или реализации продукции, поступая ранее основного налога на прибыль.

Ставка НДС как никакой другой налог соотносится с достатком жителей. Потому что чем дороже товар, тем менее часто или вообще никогда его будет покупать небогатый гражданин. Все страны по-разному вводили в действие данный сбор, кто-то раньше (Средневековая Англия), кто-то позже (Российская империя во время 1 мировой войны).

Топ 10 стран с самой высокой ставкой НДС

  1. Венгрия. Занимает 1 по величине место в мире – 27%.
  2. Швеция, Дания и Норвегия. Эти скандинавские страны имеют 25% налога.
  3. Исландия. ставка НДС в этой стране мира – 24.5%.
  4. Финляндия и Греция – 24%.
  5. Польша, Португалия, Ирландия, Уругвай – 23%.

  6. Словения, Хорватия, Италия – 22%.
  7. Латвия, Литва, Чехия, Аргентина, Бельгия и Испания –21%.
  8. Россия, Австрия, Молдавия, Армения, Украина, Албания, Болгария, Эстония, Франция, Словакия, Великобритания, Узбекистан – 20% .
  9. Германия, Кипр, Румыния, Чили – 19%.

  10. Мальта – 18%.

Топ 5 стран с самой низкой ставкой НДС

  1. Острова Джерси – 3% (территория Великобритании, однако де-факто не подчиняется правительству. По сути международная оффшорная территория).
  2. Малайзия, Сингапур, Панама – 5%.
  3. Доминикана – 6%.
  4. Таиланд – 7%.
  5. Швейцария, Япония – 8% (У Швейцарии есть налоговые скидки на некоторые важные товары – до 2.5%).

  6. В США, Канаде НДС нет.

Обычно повышение уровня НДС в мире связывают с желанием получить налоги там, где «цветёт» теневой бизнес. Не хотят заплатить напрямую с доходов, тогда заплатят косвенно с покупаемых товаров.

Читайте также:  Образец доверенности на представительство в суде, а также рекомендации по заполнению

Хотя именно в России власти всячески говорят о поощрениях при «обелении» как индивидуальных предпринимателей, так и крупных игроков.

Ставки различных налогов в странах Европы

https://www.youtube.com/watch?v=jNWAI0s5fTM

Высокая добавленная стоимость в Скандинавии также объяснима. Эти страны достаточно большие по населению и площади, по сравнению с той же Швейцарией, чтобы устанавливать уж слишком маленькие поборы. Но и достаточно богаты, чтобы заставить граждан платить за потребление дорогих услуг и товаров.

В целом в Европе средняя ставка находится в пределах 20-22 процентов. Низкий НДС же вводят или страны-оффшоры, или же малоразвитые, например аграрные. Там, где цепь производитель-покупатель очень короткая, и увеличивать сборы означает провоцировать население на недовольство.

Это видно на примере африканских стран и в Южной Америке.

Почитайте также:  Вторая Мировая Война

Во многих государствах действует низкие ставки налога на некоторые виды услуг и товаров.

  • Австрия – десятипроцентная ставка на сельскохозяйственную продукцию, услуги в сфере развлечений и туризма.
  • Чехия – льготная ставка для столовых.
  • Швеция – на общественный транспорт.
  • Бельгия – на уголь.
  • Япония – скидка на детское питание и социально важные продукты.
  • В России облагается 10%, а не 18% налогом продукты питания, книги, 0% лекарства, медицинская техника, детское питание.
  • Во Франции повышенный налог (33%) на одежду из натурального меха, табачные изделия и алкоголь. 10% и ниже на медикаменты и продукты.

Повышение означает стремление наполнить бюджет деньгами – в период кризиса все средства хороши. особенно учитывая декларируемую страной политику заботы о бюджетниках и пенсионерах. Да и для этой категории граждан сохранены льготные ставки НДС, прежде всего на предметы первой необходимости. Так что повышения цен они не почувствуют.

Но люди среднего класса, наиболее активно участвующие в финансовых транзакциях, ответят на это экономией. Сократят до минимума покупки, что только замедлит темпы производства. А это приведёт к сокращению отчислений от них в бюджет и новому витку кризиса. Такой вот порочный круг.

А производство только-только начало показывать относительный рост, пусть и малый.

Однако некоторые, прежде всего провластные, эксперты прочат «стабильность цен на все социально важные товары», поддержку бизнесу, сохранение низкий уровень инфляции.

У них есть вполне логичные аргументы: дополнительные деньги в бюджет, увеличение, а не уменьшение «серой» бухгалтерии.

Например, говорят они, в республике Татарстан, Челябинской области перечисляют только 20% от расчётной суммы всех сборов. Кто окажется правым покажет только время.

Ндс в других странах мира и уровень жизни

Уровень жизни граждан какого-либо государства понятие довольно относительное, а иногда даже философское. Но всё же создан показатель, более менее правильно её демонстрирующий – индекс качества стран. Он складывается из самых разных показателей, иногда довольно неожиданных:

  1. Предполагаемая продолжительность жизни человека.
  2. Число официальных разводов на тысячу человек.
  3. Значение вовлечённости граждан в религиозные и общественные организации.
  4. ВВП на душу населения.
  5. Уровень стабильности государства и внутренней безопасности.
  6. Тип климатических условий.
  7. Уровень безработицы.
  8. Оценка уровня гражданских свобод (по шкале от 1 до 7).
  9. Равенство мужского и женского пола. Результат – частное от средней заработной платы мужчины на среднюю заработную плату женщины в стране.

Таблица сравнения НДС и качества жизни

Мы сравнили НДС и место страны в рейтинге индекса качества жизни на 2020 год. Всё это свели в одну таблицу. Всего в рейтинг вошли 80 образований. У других было недостаточно точных данных для анализа и включения в рейтинг или же у них слишком маленькое население.

Почитайте также:  Процесс разработки сайта

СтранаМесто в рейтингеНДС
Швейцария 1 (оценка 8.22/10) 8%
Германия 2 19%
Норвегия 3 25%
Швеция 4 25%
Дания 5 25%
Сингапур 7 5%
Финляндия 12 24%
Ирландия 13 23%
Австрия 14 20%
Бельгия 16 21%
Италия 21 22%
Кипр 23 19%
Япония 25 8%
Франция 26 20%
Великобритания 27 20%
Чехия 28 21%
Польша 33 23%
Венгрия 46 27%
Таиланд 50 7%
Литва 57 21%
Болгария 61 20%
Российская Федерация 72 20%
Украина 78 20%
Нигерия 80 (4.74/10) 5%

Заключение

Анализируя данные, можно придти к выводу, что НДС никак не влияет на уровень благосостояния страны в целом. У Швейцарии он составляет всего 8%, однако она – первая в рейтинге.

Но и наоборот, у Германии, Норвегии и Швеции самые высокий уровень среди всех государств мира, но они также находятся в топе.

При этом низкий НДС не всегда обеспечивается и попадание в топ (Япония с 8% на 25 месте), как впрочем и высокий (Венгрия – 27% НДС, 46 место; Литва – 21% НДС, 57 место; Россия – пока ещё 18%, место в рейтинге – 72).

Резюмируя: чем более развита экономика, тем больше страна находит возможностей для ведения комфортной социальной политики. Например позволяет жителям не платить налоги с не очень больших (по европейским меркам) зарплат.

Впрочем, и тут не обходится без исключений (в Норвегии, Ирландии, Дании ставка НДС и подоходный налог достаточно высоки, при этом они в верхушке индекса благосостояния).

Ясно одно – взимание денег с граждан никак не влияют на уровень жизни в государстве в целом, по крайне мере, в наш век.

Источник: https://infografics.ru/all/nds-v-stranah-mira/

Реформа европейского законодательства об НДС

В октябре 2017 года Еврокомиссия опубликовала планы и детали самой масштабной реформы в отношении европейского НДС. В настоящей статье мы подробно остановимся на практических аспектах планируемых изменений.

Разрыв по НДС (VAT Gap)

За несколько дней до публикации планов о реформе НДС Еврокомиссия выпустила подробное исследование со сводной статистикой по разрывам по НДС в странах-членах ЕС.

Под разрывом по НДС (VAT Gap) в данном случае понимается разница между планируемым объемом полученных платежей по НДС и фактически собранным НДС в странах-членах.

Общая разница по всем странам ЕС в 2015 году составила 152 млрд EUR.

Если смотреть статистику в разрезе по странам-членам, то самые высокие относительные разрывы наблюдались в Румынии (37,2%), Словакии (29,4%) и Греции (28,3%). Наименьшие разрывы замечены в Испании (3,5%) и Хорватии (3,9%).

В абсолютном же выражении наибольший разрыв отмечается в Италии — 35 млрд EUR. Разрыв по НДС сокращается в большинстве странах ЕС с наилучшим прогрессом в Мальте, Румынии и Испании.

В ряде стран показатели улучшились незначительно: в Бельгии, Дании, Ирландии, Греции, Люксембурге, Финляндии и Великобритании.

Абсолютный разрыв по собираемости НДС по всем странах снизился с 160 млрд EUR в 2014 году до 152 млрд EUR. Еврокомиссия объясняет эту ситуацию нововведениями, сделанными 1 января 2015 года, когда в ЕС были введены новые правила налогообложения услуг связи, предоставления онлайн-услуг в секторе B2C, обязывающие взимать НДС по месту нахождения потребителя услуг.

Однако, сам факт наличия такого разрыва вынудил Еврокомиссию пойти на серьезные изменения законодательства об НДС в целом для более предсказуемого сбора доходов в бюджет каждой страны ЕС.

На пути к налоговой реформе

В рамках так называемой переходной системы НДС (“transitional VAT system”) товары, продаваемые между юридическими лицами (B2B), учрежденными в разных странах ЕС, освобождаются от НДС в стране отправки товара (exempt intra-EU supply), а покупатель товара должен самостоятельно оценить и уплатить НДС в стране назначения товара (intra-EU acquisition).

Такая система ведет к сложным и в то же время фрагментированным правилам в начислении НДС, что в результате увеличивает расходы бизнеса на оценку соответствия своей деятельности правилам налогообложения по НДС и увеличивает административную нагрузку на сами компании и на налоговые службы европейских стран. Также повышается риск мошенничества при трансграничной торговле товарами и затрудняет функционирование Единого Европейского Рынка.

Поэтому, начиная еще с 2016 года, Еврокомиссия работала над разработкой “Окончельной системы НДС для сектора B2B по транзакциям внутри ЕС” (“Definitive VAT system for Business to Business (B2B) intra-EU transactions on goods”). По мнению законодателя новая система НДС станет более прозрачной и защищенной от мошеннических схем.

План реформирования системы НДС в ЕС

По итогам своей работы Европейская комиссия выпустила дорожную карту по внедрению реформы по НДС, назвав ее “VAT Action Plan”. Цели дорожной карты не отличались от заявленных ранее: снизить риск мошенничества в сделках с НДС, снизить административные издержки компаний и т.д.

В Еврокомиссии посчитали, что компании, занимающиеся трансграничной торговлей, тратят на 11% больше на compliance-процедуры, чем компании, работающие только на рынке своей страны.

Новый план оценивает экономию организаций на административные формальности при трансграничной торговле в размере около 1 млрд EUR.

Европейская комиссия предлагает фундаментально изменить систему функционирования НДС в ЕС и изменить систему налогообложения товаров при их продаже из одной страны ЕС в другую, как если бы товары продавались в рамках одной страны. Система будет построена на следующих 4 фундаментальных принципах:

  • Чтобы избежать мошенничества, НДС будет взиматься при трансграничной торговле между организациями. В настоящее время трансграничная торговля товарами освобождена от НДС, что позволяет недобросовестным компаниям покупать товар из другой страны без НДС и получать оплату от своего покупателя с НДС без перечисления НДС в бюджет своей страны, что и является типичной схемой уклонения от НДС в Европе.
  • Расширение функционала “Службы одного окна” (“One Stop Shop”). Данная служба направлена для тех организаций, которые осуществляют деятельность в сфере телекоммуникаций, телерадиовещания и предоставления электронных услуг. В рамках реформы трейдеры смогут самостоятельно регистрироваться в службе для подачи налоговых деклараций, осуществления платежей, причем на языке и по правилам своей страны. Страны-члены смогут платить НДС напрямую друг другу, что в настоящее время является объективной трудностью при предоставлении электронных услуг.
  • Законодательство ЕС по НДС будет придерживаться принципа взимания налога по месту назначения товара, по которому финальная сумма НДС будет рассчитываться и выплачиваться по месту нахождения конечного потребителя и будет применяться ставка НДС, установленная в этой стране потребления.
  • Правила выставления инвойсов должны быть упрощены, чтобы позволить трейдерам выставлять инвойсы при трансграничной торговле как если бы это была торговля внутри своей страны. Организации не должны будут больше составлять реестр трансграничных сделок для налоговых служб своей страны (“Recapitulative Statement”).

Планируемая реформа вводит новое определение — определение “Проверенного налогоплательщика” (“Certified Taxable Person”) — специальная категория надежных организаций, которые получат доступ к более простому и быстрому регулированию налогооблагаемых сделок.

Попасть в эту категорию смогут европейские организации любого размера, а пользоваться привилегиями они смогут на территории всех стран ЕС.

Чтобы получить статус Проверенного налогоплательщика, организация должна обратиться в налоговые органы своей страны и доказать, что организация полностью выполняет все требования гармонизированного европейского законодательства об НДС, а также показать внутренние системы контроля проверки правильности и своевременного начисления налогов, график уплаченных налогов за последний год и доказать, что компании не грозит ухудшение финансового состояния или банкротство.

Помимо масштабных изменений в законодательство об НДС Еврокомиссия запланировала 4 небольшие поправки (“quick fixes”), которые должны вступить в силу к 2019 году и должны улучшить некоторые особенности операционной деятельности компаний-плательщиков НДС в Европе:

  • Упрощение правил НДС для компаний, находящихся в одной стране ЕС и хранящих свои товары в другой стране ЕС, в которой они будут проданы конечным потребителям;
  • Упрощение налоговых процедур для торговых посредников, которые продают покупают и продают товар без физического перемещения самого товара, например, для трейдеров на бирже;
  • Введение новых гармонизированных правил для Проверенных налогоплательщиков при предъявлении доказательств о фактическом перемещении товаров при трансграничной торговле внутри ЕС;
  • Разъяснение, что в дополнение к предъявлению доказательств о транспортировке товаров, необходимо будет предъявлять номер плательщика НДС в Европейском Союзе при трансграничной торговле для получения освобождения от НДС при определенных обстоятельствах.
Читайте также:  Производство коробок из картона и гофрокартона для упаковки товаров

Наряду с этими поправками дорожная карта реформирования законодательства об НДС предусматривала введение новых правил установки ставок НДС в странах ЕС, упрощение административной нагрузки на малые и средние организации и улучшения координирования работы налоговых органов разных стран-членов. В настоящее время предполагается, что реформа вступит в силу в 2022 году.

Будущее реформы

Европейский комиссар по экономике и финансовым делам Пьер Московиси утверждает, что старый режим функционирования НДС не отвечает современным требованиям эпохи Единого рынка, а также поощряет мошеннические схемы ухода от НДС.

“Спустя 25 лет с момента создания Единого рынка продавцы и потребители до сих пор сталкиваются не с одним общим, а с 28 разными системами НДС при трансграничной торговле. Мошенники и, возможно, террористы пользуются дырами в законодательстве.

Пора уйти от анахроничной системы НДС, основанной на национальных границах”, заявил Пьер Московиси.

“Страны ЕС должны начать принимать трансграничные сделки как внутренние не позднее чем в 2022 году. Новая реформа позволит снизить налоговые преступления на 80%. В то же время мы сможем сделать работу европейских трейдеров при трансграничной продаже товаров проще”, добавил он.

Однако, несмотря на все оптимистичные планы Еврокомиссии не стоит забывать о том, что потребуются долгие дебаты со всеми странами ЕС. Одного согласия об изменениях будет недостаточно, потребуется отслеживать, как каждая страна имплементирует нововведения в свое законодательство и как на практике будут применяться изменения.

Также уже сейчас есть опасения, что предлагаемый режим работы в статусе Проверенного налогоплательщика не только не упростит, но и усложнит реальную административную нагрузку на европейские организации.

Но тем не менее очевидно, что в ближайшие годы в ЕС все-таки будет реализована реформа НДС, и налогоплательщики должны быть готовы адаптироваться к новым условиям работы.

Источник: https://niemands.ru/press-centr/articles/reforma-evropejskogo-zakonodatelstva-ob-nds

Как менялся НДС в России — "Коммерсантъ" — Издательский Дом КоммерсантЪ

14 июня премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил о намерении поднять ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. Повышение ставки, по словам министра финансов Антона Силуанова, принесет бюджету более 600 млрд руб. ежегодно. Как менялся этот вид налога в России — в справке “Ъ”.

1 января 1992 года в России был впервые введен налог на добавленную стоимость. Ставка НДС была установлена на уровне 28%. Однако уже с 1 января 1993 года она была снижена до 20% (льготная ставка — до 10%). Помимо НДС в 1998–2004 годах в регионах дополнительно взимался налог с продаж (не более 5%).

С 1 января 2004 года ставка НДС была снижена до сегодняшних 18%.

Решение было принято по предложению Минфина для поддержки инвестиционного роста, а также в условиях роста цен на нефть, который дал дополнительные возможности для снижения налоговой нагрузки.

На некоторые виды товаров распространяется льготная ставка — 10%. Таковыми являются, например, ряд продовольственных и медицинских товаров, товаров для детей, периодические печатные издания, книжная продукция и т. д.

Осенью 2004 года заместитель главы аппарата правительства Михаил Копейкин представил план удвоения ВВП, который подразумевал снижение с 2006 года ставки НДС до 13%.

Премьер-министр Михаил Фрадков поддержал идею и дал распоряжение министру финансов Алексею Кудрину и министру экономики Герману Грефу подготовить расчеты.

В феврале 2005 года Алексей Кудрин в письменной форме отказался понижать НДС до 13%, заявив, что «эффект от снижения ставки НДС будет нулевой либо отрицательный». По его мнению, эта мера приведет к потере 362,1 млрд руб. (или 1,6% ВВП). Его поддержал министр экономики Герман Греф.

В конце января 2006 года во время командировок Германа Грефа и Алексея Кудрина Михаил Фрадков подписал трехлетнюю программу социально-экономического развития, добавив пункт о снижении ставки до 13%. Ставка так и не была снижена.

8 февраля 2008 годаВладимир Путинпообещал бизнесу введение «единой и максимально низкой ставки НДС».

Глава экспертного управления президента (позднее — вице-премьер) Аркадий Дворкович разъяснил, что речь идет об унификации ставки налога на уровне 12–13% вместо нынешних 10% и 18%.

Однако в этот раз Алексей Кудрин согласился с понижением, заявив, что «снижение НДС, безусловно, произойдет до 2020 года». В том же месяце премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал президента, а также предложил проанализировать возможность замены НДС на налог с продаж.

В апреле 2009 годаАркадий Дворкович заявил, что НДС стоит заменить на налог с продаж со ставкой не более 10%. «В последнее время мои прогнозы часто оказывались неудачными.

Но думаю, что решение о снижении НДС с 2011 года можно ожидать»,— завил он. В сентябре 2013 года он предложил понизить НДС до 15% с 2015 года, заявив, что «красиво бы было: 2015 год и налоги 15%».

По его мнению, снижение ставки НДС могло бы стать первым шагом на пути к его полной замене на налог с продаж.

В сентябре 2014 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что в правительстве идет «очень жесткая дискуссия» об изменении налогов, в том числе НДС, а также просьбе губернаторов «ввести региональный налог с продаж».

В марте 2017 года министр финансов Антон Силуанов предложил повысить НДС до 22%, снизив страховые взносы (около 30%). «Ставка страховых взносов 22% компенсируется 22-процентной ставкой по налогу на добавленную стоимость»,— заявил глава Минфина.

В мае 2018 года, комментируя возможное повышение НДС до 20%, Алексей Кудрин высказался против повышения любых налогов в течение шести лет, предложив альтернативные решения — изменить цену отсечения в бюджетном правиле с $40 до $45 за баррель нефти или увеличить дефицит бюджета на 0,5% ВВП. «Если этого не будет сделано и надо будет жить в жестком режиме… Тогда придется повышать налоги. В этом смысле не исключено, что правительство будет рассматривать это предложение»,— заявил он.

Евгения Чернышева

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3657915

Возникновение НДС. Принципы взимания. Типы обложения

  • Налог на добавленную стоимость
  • Республиканские налоги и сборы с юридических лиц
  • Проверка расчетов по налогам
  • Проверка расчетов по налогам яв­ляется заключительным этапом документальной проверки соблю­дения налогового законодательства.

После тщательной проверки достоверности отражения в уче­те и отчетности показателей, формирующих объекты обложения (выручки, себестоимости, прибыли, материальных затрат и фон­да оплаты труда в составе себестоимости, стоимости основных средств и др.

), приступают к проверке правильности расчетов налогов, уплачиваемых из выручки, при­были, и налогов, начисляемых на фонд оплаты труда.

Проверка осуществляется в такой последовательности. В первоочередном порядке проверяется правильность определения объектов обложения, облагаемых оборотов, обоснованность при­менения льгот, затем — правильность применения ставок и не­посредственно арифметические подсчеты сумм налогов.

При этом исчисленные в расчетах суммы налогов сверяются с суммами, отраженными по кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом» (журнал-ордер № 8). Фактически перечисленные сум­мы налогов и отражаются по дебету со­ответствующих счетов.

Они сопоставляются с записями по журналу-ордеру № 2 о движении денежных средств на расчетном счету предприятия. При установлении фактов несвоевременного перечисления налогов начисляется пеня.

По окончании документальной проверки проверяющий составляет акт, в котором отражаются все факты нарушения налогового законодательства, указываются суммы налогов, а также финансовых санкций, подлежащих уплате налогоплательщиком, исходя из произведенных проверяющим расчетов.

Одновременно определяется ответственность налогоплательщика за допущенные нарушения в соответствии с законодательством Республики Беларусь и указывается время для устранения налоговых нарушений и уплаты допричисленных платежей.

  1. 1. Налог на добавленную стоимость
  2. 2. Акцизы
  3. 3. Налог на прибыль

НДС является наиболее значимым в структуре налоговых платежей РБ. НДС – косвенный налог, он включается в цену товара, работ, услуг. НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста вновь созданной стоимости, которая возникает на всех стадиях производства и реализации.

НДС впервые был введен во Франции в 1954 году, а в настоящее время НДС применяется во многих странах мира. Преимуществами НДС являются его высокая продуктивность и доходность, т.к. этим налогом охвачены обороты от реализации широкого спектра товаров, работ и услуг. НДС менее других налогов зависит от колебаний в экономике.

Признана также эффективность воздействия НДС на интересы плательщика. Меняя ставки налога, государство может регулировать производство товаров, работ, услуг, потребительский спрос на них и др. В Республике Беларусь НДС впервые был введен в 1992 году вместо налога с продаж и налога с оборота Законом РБ «О налоге на добавленную стоимость» от 19.12.1991 г.

N 1319-XII (в редакции Закона от 16 ноября 1999 г. N 324-З).

НДС, как и акцизы, взимается исходя из двух основных принципов: по принципу страны происхождения или по принципу страны назначения. Принцип страны происхождения предполагает налогообложение экспорта, и освобождение от налогообложения импорта.

В этом случае налог попадает в бюджет страны производителя-экспортера. При использовании принципа страны назначения НДС взимается в месте реализации товара независимо от места его происхождения.

В этом случае налогообложению подвергается импорт, а экспорт от него освобожден.

Принцип взимания НДС по стране назначения является наиболее предпочтительным, т.к. при этом соблюдается экономическая сущность НДС как налога на потребление и осуществляется поддержка отечественного производителя-экспортера. При реализации этого принципа необходим таможенный контроль за уплатой налогов на ввозимые товары. В РБ применяется второй принцип взимания НДС – по стране назначения.

Существует три типа обложения НДС, которые различают в зависимости от определения объекта налогообложения, т.е. от того, что понимается под добавленной стоимостью.

Наиболее точно отражает сущность НДС первый тип – налог на чистое потребление.

При этом налогом облагается любая сделка купли-продажи на всех этапах производства и реализации товаров, причем ставка налога применяется как к стоимости покупок, так и к стоимости продаж.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между налогом на готовый продукт (налог на продажи) и налогом на закупаемые для хозяйственной деятельности ресурсы (налогом на покупки).

В результате одна и та же добавленная стоимость никогда не облагается налогом дважды. Преимуществом данного типа обложения НДС является возможность эффективно воздействовать на экономические процессы в обществе, стимулировать производство и новые технологии. Именно первый тип обложения применяется в Республике Беларусь в настоящее время.

Второй тип обложения – налог на доходы – предусматривает неполный вычет сумм налога, уплаченных при приобретении оборудования, нематериальных активов и других элементов производства.

При этом производится вычет только части налога по приобретенным товарам.

Недостатком данного типа обложения НДС является налогообложение прироста инвестиционных объектов, при этом теряются свойства НДС как чистого налога на потребление, тормозятся процессы инвестирования.

Третий обложения – налог на валовой продукт – предусматривает налогообложение валового продукта, полученного за определенный период.

Из общего объема продаж допускается вычет покупок только тех ресурсов, которые непосредственно использовались в данном отчетном периоде.

Данный тип обложения налогом размывает понятие добавленной стоимости и не стимулирует инвестиционные процессы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_19848_vozniknovenie-nds-printsipi-vzimaniya-tipi-oblozheniya.html

1.2Сравнительный анализ систем налога на добавленную стоимость в зарубежных странах

Широкое
распространение НДС получил благодаря
подписанию в 1957 году в Риме договора о
создании Европейского экономического
сообщества, согласно которому, страны
его подписавшие, должны были гармонизировать
свои налоговые системы в интересах
создания общего рынка.

В 1967 году вторая
директива Совета ЕЭС провозгласила НДС
главным косвенным налогом Европы,
предписывая всем членам Сообщества
ввести данный налог в свои налоговые
системы до конца 1972 года. В том же
1967 году налог на добавленную стоимость
начал функционировать в Дании, в 1968 — в
ФРГ.

Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года
окончательно утвердила базу современной
европейской системы обложения НДС, чем
способствовала унификации взимания
данного налога в Европе. Последние
уточнения в механизм обложения НДС были
сделаны в 1991 году десятой директивой,
и ее положения были включены во все
налоговые законодательства стран-членов
ЕЭС.

В настоящее время НДС взимается
более чем в сорока странах мира: почти
во всех европейских странах, Латинской
Америке, Турции, Индонезии, ряде стран
Южной Америки. В США и Канаде применяется
близкий по методу взимания к НДС налог
с продаж. Обширная география распространения
НДС свидетельствует о его жизнеспособности
и соответствии требованиям рыночной
экономики.

В различных странах существуют
разные подходы к установлению ставок НДС. В то же время их средний уровень
колеблется от 15 до 25%.

В некоторых странах
применяется шкала ставок в зависимости
от вида товара и его социально-экономической
значимости: пониженные ставки (2 — 10%)
применяются к продовольственным,
медицинским и детским товарам; стандартные
(основные) ставки (12 — 23%) — к промышленным
и другим товарам и услугам; и, наконец,
повышенные ставки (свыше 25%) — к предметам
роскоши. Конкретные размеры ставок по
некоторым развитым странам мира приведены
в таблице1:

Таблица
1 Ставки НДС в разных странах.

Страна Испания Германия Франция Греция Россия Великобритания Дания
Ставка 16% 16% 19% 18% 18% 17,50% 25%
Страна Австрия Ирландия Швеция Португалия Нидерланды Бельгия Норвегия
Ставка 20% 21% 25% 18% 17.5% 21,00% 23%

Обширная
география распространения НДС
свидетельствует о его жизнеспособности
и соответствии требованиям рыночной
экономики. Необходимо отметить, что
прочному внедрению его в практику
налогообложения в немалой степени
способствовали следующие факторы. Во-первых,
недостатки, имеющиеся у прямых налогов.

К их числу можно отнести чрезмерную
сложность налогообложения, широкие
масштабы уклонения плательщиков от их
уплаты. Во-вторых, постоянная
потребность в увеличении доходов бюджета
путем расширения налогооблагаемой базы
и повышения эффективности
налогообложения.

В-третьих,
потребность в усовершенствовании
существующих налоговых систем и
приведении их в соответствие с современным
уровнем экономического
развития. Рассмотрим применение
НДС в трех основных ведущих странах
Европы: Германия, Франция,
Великобритания. 1. Применяемая в
налоговой практике Германии схема
исчисления НДС проста и реально доступна
каждому налогоплательщику.

Пожалуй,
это самый удобный вариант исчисления
НДС, действующий в ЕС. НДС взимается по
единой форме и построен таким образом,
что все товары и услуги при одинаковой
налоговой ставке, попа­дая к конечному
потребителю, оказываются обремененными
в одинаковом размере. Размер налога
соответствует налоговой ставке,
распространяющейся на товар или услугу.

При этом неважно, сколько ступеней
экономического развития проходит товар
или услуга на пути к потребителю —
налоговая кумуляция (взимание налога
с налога) принципиально исключена, так
как применяется практика предварительного
вычета налога.

Предварительный вычет
дает предпринимателю право уменьшить
свой НДС на суммы НДС, которые выставлены
ему в счет другими предпринимателями
за их налогооблагаемые обороты.

В
качестве предварительного налога
предприниматель может вычитать НДС на
товары, приобретенные внутри ЕС, а также
с ввозимых товаров, уплаченный
предпринимателем таможенному правлению
при ввозе товара из стран, не являющихся
членами ЕС. В Германии удельный вес
НДС в доходах бюджета равен примерно
28% — второе место после подоходного
налога.

Общая ставка налога в настоящее
время составляет 16%. При этом основные
продовольственные товары, а также
книжно-журнальная продукция облагаются
по уменьшенной ставке 8%. Эта ставка не
распространяется на обороты кафе и
ресторанов. Следует отметить, что НДС
имеет некоторую тенденцию к росту. Так,
ранее основная ставка составляла 14%,
льготная ставка — 7%.

Затем основная
ставка была повышена до 15, в дальнейшем
до 16%. Эти изменения происходили в
последние 15 лет прошлого века. НДС в
Германии имеет некоторые особенности.
Так, предприниматели, у которых оборот
за предыдущий календарный год не превысил
20 тыс. марок, а в текущем году не превысит
100 тыс. марок, освобождаются от уплаты
налога на добавленную стоимость.

Но,
естественно, он лишается при этом и
права возмещения сумм налога в выставленных
на него счетах. Данный предприниматель
является плательщиком подоходного
налога, а не НДС. Он имеет право отказаться
от положенного ему освобождения от НДС
и вести налоговые расчеты на общих
основаниях. Если предприниматель
получает в календарном году доход не
выше 60 тыс.

марок, то он имеет право на
регрессивное налогообложение и вносит
в бюджет лишь 80% от расчетной суммы НДС.
Указанные цифры могут меняться при
формировании бюджета. Предприятия
сельского и лесного хозяйства освобождены
от уплаты НДС. Освобождены и товары,
идущие на экспорт.

Проводится политика
поощрения малого предпринимательства,
стимулирования начала процесса
предпринимательской деятельности.
Однако эти же предприниматели лишены
права на вычет выставленных им в счетах
предварительных налогов. Им самим также
запрещено выставлять счета с отраженным
налогом.

Из-за такого отказа от
предварительного вычета налогов данная
ситуация может иметь для мелких
предпринимателей как положительные,
так и отри­цательные последствия.
Резонно поэтому, что закон дает им право
выбора: либо использовать возможность
реализации своего права на неуплату
НДС, либо отказаться от такого решения
и выбрать путь налогообложения по общим
правилам. 2.

Именно во Франции был
разработан в 1954 г. налог на добавленную
стоимость. Его автором по праву считается
экономист М. Лоре. Впервые в бюджете
Франции НДС появился в 1958 г. В отличие
от большинства западных стран, где
ведущее место в доходах бюджета пря
подоходному налогу с физических лиц,
во Франции, как и в России сегодня,
ведущим звеном бюджетной системы
выступает НДС.

Его доля в доходах бюджета
превышает 40%. Операции, связанные с
внешним рынком (экспорт), от НДС
освобождены. Лица, совершившие операции,
относящиеся к экспортным, и уплатившие
НДС, могут воспользоваться правом на
возмещение. Что касается импортных
операций, то они подлежат налогообложению
согласно внутреннему праву.

Уплата НДС
определяется характером совершаемой
сделки и не принимает в расчет финансовое
состояние налогоплательщика. Ставка
налога едина независимо от цены товара,
к которому она применяется. Объектом
налогообложения является продажная
цена товара или услуги. Кроме розничной
цены, сюда включаются все сборы и пошлины,
исключая НДС.

Из общей суммы вычитается
размер налога, уплаченного поставщикам
сырья и полуфабрикатов. При продаже
товара предприятие полностью компенсирует
все свои затраты по уплате НДС и добавляет
налог на вновь созданную на предприятии
стоимость. Именно эта часть НДС, включаемая
в продажную цену, перечисляется в бюджет.

Вся тяжесть налога ложится не на
предприятие, а на конечного потребителя
данной продукции. Во Франции действуют
четыре ставки НДС. Основная ставка
налога равна 18,6%. Повышенная ставка 22%
применяется к некоторым видам товаров:
автомобилям, кинофототоварам, алкоголю,
табачным изделиям, парфюмерии, отдельным
предметам роскоши, например ценным
мехам. Пониженная ставка 7% установлена
на товары культурного обихода. В это
понятие входят книги. Самая низкая
ставка 5,5% применяется для товаров и
услуг первой необходимости. К этой
категории относится большинство
продуктов питания, кроме шоколада и
алкогольных напитков, продукция сельского
хозяйства, медикаменты, жилье, транспорт,
туристические и гостиничные услуги,
грузовые и пассажирские перевозки,
зрелищные мероприятия, обеды для
работников предприятий [26]. По НДС
имеются значительные льготы. Прежде
всего льготируется малый бизнес.
Налоговым законодательством установлено,
что предприятия могут освобождаться
от уплаты НДС в том случае, если за
предыдущий финансовый год их оборот не
превысил 70 тыс., франков. При этом они
пользуются режимом освобождения от НДС
с начала года, следующего за отчетным.

  • Кроме
    этого, от НДС освобождаются:

  • деятельность
    государственных учреждений, направленная
    на осуществление административных,
    социальных, культурных и спортивных
    функций;

  • медицина
    и образование;

  • деятельность
    людей некоторых свободных профессий;
    частных преподавателей, частнопрактикующих
    врачей, людей, занимающихся духовным
    творчеством.

Есть
виды деятельности, где возможно
освобождение от НДС. Точнее говоря,
налогоплательщику предоставляется
возможность выбора: платить НДС или
подоходный налог. Сюда относятся сдача
в аренду помещений для экономической
деятельности; финансовое и банковское
дело; литературная, артистическая,
спортивная деятельность; муниципальное
хозяйство.

Налог на добавленную
стоимость дополняется рядом косвенных
пошлин (или акцизов), которые также
представляют собой налоги на потребление.
Некоторые из них взимаются в пользу
государства, другие перечисляются в
бюджеты местных органов управления. 3)В
Англии НДС занимает по доле в доходах
второе место после подоходно­го налога
и формирует примерно 17% бюджета страны.

Базой обложения НДС выступает стоимость,
добавленная на каждой стадии производства
и реализации товаров и услуг. Стандартная
ставка 17,5%, сниженная ставка 5% применяется
для домашнего топлива и энергии и для
установки энергосберегающих материалов
в хозяйствах с низким уровнем дохода
согласно государственной программе.

По нулевой ставке облагаются:
продовольственные товары, книги,
лекарства, импортные и экспортные
товары, топливо и энергия для домашнего
пользования, плата за воду и канализацию,
строительство жилых домов, транспортные
услуги, детская одежда, а также почтовые
и финансовые услуги, страхование,
ритуальные услуги.

Стандартная ставка
может изменяться ежегодным парламентским
актом о финансах. Кроме того, через
механизм делегированного законодательства
Казначейство в определенных случаях
вправе изменять ставку НДС на 25% от
существующей, т.е. уменьшить ее до 13,125%
или увеличить до 21,875%.

Нуле­вая же
ставка НДС означает, что товар попадает
под обложение НДС, но налоговый оклад
рассчитывается по ставке 0%. При этом
применение нулевой ставки НДС более
выгодно налогоплательщику, чем
освобождение от налога, так как лицо,
реализующее товар, вправе зарегистрироваться
как плательщик НДС и потребовать возврата
ранее уплаченных сумм по НДС.

Годовой
уровень объема продаж, свыше которого
продавцы должны регистрироваться для
НДС, составляет 50000 фунтов стерлингов.
Определенные товары и услуги освобождаются
от НДС, либо являясь исключениями, либо
облагаясь по нулевой ставке[14].

Источник: https://studfile.net/preview/4258506/page:2/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector