Государство, как субъект предпринимательской деятельности в стране — задачи, функции и параметры

Определение 1

Предпринимательство представляет собой деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли в ходе производства или продажи готовых изделий, оказания услуг, выполнения работ.

Для целей предпринимательства используются нематериальные активы, труд, имущество, как самого предпринимателя, так и средств, привлеченных со стороны. Предпринимательство представляет собой экономическую деятельность в ходе организации собственного дела.

Для предпринимательства характерны финансовые риски и уровень ответственности. Другими словами предпринимательство является деятельностью инициативного характера индивидуальных лиц или коллективного объединения юридических и физических лиц.

Выделяют несколько видов предпринимательства: малое предпринимательство, среднее и крупное предпринимательство. Данное разделение достаточно условное и в разных государствах достаточно отличается.

Для того чтобы начать предпринимательство в большинстве государств нужно официально зарегистрироваться.

Государство, как субъект предпринимательской деятельности в стране - задачи, функции и параметры

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В соответствии с российским законодательством предпринимательство осуществляется юридическим или физическим лицом после регистрации в порядке и установленном законом.

Гражданский кодекс характеризуют предпринимательство как самостоятельную, осуществляемую на свой страх и риск деятельность, которая направляется на систематическое получение прибыли от использования имущества реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг лицами, которые зарегистрированы в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Функции предпринимательства

Замечание 1

Сущность предпринимательской деятельности можно раскрыть через ее функции. Предприниматель берет на себя инициативу по соединению производственных факторов в единый процесс выпуска товаров и услуг для того, чтобы получить прибыль.

Предприниматель представляет собой организатора производства, который настраивает и задает тон деятельности предприятия, определяет стратегию и тактику поведения предприятия, принимает ответственность за ее успешное проведение.

Предприниматель это человек, который не боится риска, а сознательно идет на него для достижения бизнес-целей. Также предприниматель является новатором, который внедряет основе новые продукты, технологии и формы организации дела.

Можно выделить несколько основных функций, которые выполняет предпринимательство:

  • общеэкономическая,
  • ресурсная,
  • творческо-поисковая,
  • социальная,
  • организаторская.

Основной функцией является общеэкономическая, обусловленная ролью предпринимательства в качестве субъекта рынка. Предпринимательство направлено на выпуск продукции и оказание услуг, а также их доведение до конкретных потребителей, домашних хозяйств, государства и прочих предприятий.

Важная функция предпринимательства заключается в ресурсной функции. Развитие предпринимательской деятельности предполагает эффективное использование воспроизводимых и ограниченных ресурсов.

Ресурсы представляют собой материальные и нематериальные условия и факторы производства.

В первую очередь предпринимательство направлено на использование трудовых ресурсов, земли и природных ресурсов, производственных средств и научных достижений, а также предпринимательского таланта.

Часто предприниматели гонятся за максимальным доходом или прибылью, что приводит к техническому использованию ресурсов. Данная деятельность предпринимателя может нанести вред окружающей среде и обществу.

По этой причине важнейшее значение приобретает регулирующая роль государства, которая устанавливает формы ответственности предпринимателя за неправильное использование ресурсной функции.

  • Новаторская функция представляет действия по процессу продуцирования новой идеи технического, организационного или управленческого характера.
  • Новаторская функция проявляется в осуществлении исследовательских и конструкторских разработок, создании новой продукции, предоставлении новых услуг.
  • Творческо-поисковая функция определяется использованием в процессе предпринимательства новых идей и выработкой новых средств и факторов достижения поставленных задач.
  • Творческая функция тесно связана со всеми другими функциями и характеризуется определенным уровнем экономической свободы предпринимательских субъектов.

Социальная функция представляет собой изготовление услуг, которые нужны обществу. Социальная функция проявляется в возможности дееспособных лиц быть собственниками дела и проявляет свои индивидуальные возможности и таланты. Чем эффективнее будет функционировать предпринимательство, тем больше будет размер поступлений в государственный бюджет.

Развитие предпринимательской деятельности обеспечивает рост количества рабочих мест, сокращает уровень безработицы и повышает жизненный уровень и социальное положение наемных работников.

Организационная функция предпринимательства представляет собой принятие предпринимателями самостоятельного решения по организации собственного дела, внедрение внутрифирменного предпринимательства, формирование управления и создания сложных предпринимательских структур.

Роль и значение предпринимательства

Предпринимательство играет огромную роль в развитии современной рыночной экономики и представляет собой связанную систему, включающую большое количество предпринимателей.

Замечание 2

Роль малых, средних и больших предприятий любого государства трудно переоценить. Именно с помощью предпринимательства создаются новые рабочие места, внедряются технологии, что способствует росту экономической мощи любой страны.

Предпринимательство — двигатель современной экономики. Оно формирует в обществе особый слой людей, которые самостоятельно решают сложные задачи по управлению хозяйством.

Важнейшая функция предпринимателя отражается на экономической жизни государства и состоит в поиске ресурсов для достижения целей и соединении усилий большого количества людей для получения определенного результата, который будет полезен для всего общества.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/funkcii_i_rol_predprinimatelstva_v_ekonomike/

Функции государства в становлении и развитии предпринимательства

Государство в период становления и развития предпринимательства выполняет следующие основные функции.

Первая функция государства в становлении и развитии предпринимательства формирование государством субъектов современного предпринимательства, способных и реализующих свои возможности к инновационной, связанной с риском деятельности людей во всех сферах экономики.

Государство располагает для этого различными возможностями и средствами.

Оно обеспечивает экономическую свободу предпринимательства, создает четкие равные «правила игры» на всем экономическом пространстве России, формирует экономический механизм стимулирования предпринимательства, а также налоговую, кредитную, страховую, амортизационную и другие научно-обоснованные системы регулирования.

Государству принадлежит обязанность создания эффективной системы образования, подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации предпринимателей и т.д.

Вторая функция государства в становлении и развитии предпринимательстваформирование конкурентной среды, способствующей развитию подлинной экономической состязательности, где конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологии и техники на базе высших достижений науки, внедрения инновационного менеджмента и маркетинга, полной реализации инновационных и рисковых способностей предпринимателей, разгосударствления и рациональной приватизации, хорошо отработанного эффективного механизма антимонопольной политики, регулирования уровня открытости российского рынка для иностранных конкурентов, рационального протекционизма экспорта наукоемкой конкурентоспособной продукции.

 Третья функция государства в становлении и развитии предпринимательствасоздание условий для устойчивого увеличения предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе. Эти условия создаются с помощью стимулирования и поддержки предпринимательских структур.

Формирование предложения инновационных товаров и услуг требует соответствующей инновационной политики государства, ориентации предпринимательской стратегии и предпринимательских структур в рамках всего инновационного цикла. Речь идет об ориентации фундаментальной и прикладной науки, сферы воспроизводства на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях.

Формирование предложения инновационной конкурентоспособной продукции может быть стимулировано государством с помощью налоговой, финансово-кредитной, страховой, амортизационной политики и других составляющих инновационной и экономической политики в целом.

Государство может поощрять своей экономической политикой рационализацию процесса специализации в каждом регионе и предпринимательской структуре в направлении их переориентации на производство конкурентоспособной продукции на местном, региональном, национальном и международном рынках.

Четвертая функция государства в становлении и развитии предпринимательствастимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию. Прежде всего, необходима разработка системы государственных заказов на наукоемкую продукцию.

Государственные заказы целесообразно формировать в первую очередь в рамках соответствующих программ по производству необходимых обществу наукоемких изделий.

Это продукция в интересах обороны, обеспечения государственных предприятий наукоемким оборудованием, созданным на базе высших достижений науки и техники, осуществления интервенции продаж конкурентоспособной продукции с целью сбивания цен, приведения их к социально приемлемому уровню, а также для создания резерва наукоемкой продукции на всякие непредвиденные случаи с задачей воздействовать на конъюнктуру рынка и т.д.

Государственный заказ – это не только заказ федерального Правительства. Необходима и система региональных заказов на наукоемкую продукцию высших кондиций, конкурентоспособную не только на региональном, но и на национальном и международном уровнях.

  • Государство может поддерживать устойчивый спрос на конкурентоспособную продукцию, стимулируя его с помощью налоговой и кредитной систем, обеспечивая социальную защиту населения, способствуя развитию импорта наукоемкой, конкурентоспособной продукции, создавая или способствуя созданию эффективной организационной и рыночной инфраструктуры.
  • Пятая функция государства в становлении и развитии предпринимательстваформирование организационной и рыночной инфраструктуры предпринимательства.
  • В настоящее время ставится и в определенной мере решается проблема государственной поддержки в целях создания инфраструктуры малого бизнеса.
  • Инфраструктура малого предпринимательства должна быть интегрирована в систему инфраструктурного обеспечения предпринимательства в целом, вне зависимости от масштаба предпринимательской деятельности (малое, среднее, крупное предпринимательство).
  • Выполнение этой функции требует создания системы соответствующих рынков: национального, регионального, местного, в рамках СНГ.

Одновременно, государство призвано оказывать поддержку в создании системы учреждений, фирм, структур, обеспечивающих процесс формирования, развития и поддержки всех форм предпринимательства (центров информационно-консультативного, научного обеспечения, подготовки и повышения кадров предпринимательства, лизингового и маркетингового обслуживания, инновационных центров и союзов предпринимателей и т.д.).

Шестая функция государства в становлении и развитии предпринимательстваобеспечение социальной ориентации данного процесса.

Выполнение этой функции требует внимания предпринимательских структур к достижению не только экономического, но и социального эффекта.

Последний обеспечивается тем, что предпринимательский тип воспроизводства является основой благосостояния всех членов общества.

Правильное понимание сущности и роли предпринимательства требует от государственного регулирования стимулировать воспроизводство инновационного типа, развивать конкуренцию. Это повышает уровень и динамичную устойчивость развития национальной экономики. Здесь путь к росту национального богатства и возможность обеспечить благосостояние для всех.

  1. Государственная служба сможет эффективно выполнять перечисленные и другие функции государственного регулирования, если она будет строиться на определенных принципах.
  2. Так, необходимо научное понимание экономической сущности содержания и роли предпринимательства в развитии экономики страны и материальном обеспечении жизнедеятельности общества.
  3. Важно обеспечить рациональный протекционизм современного цивилизованного предпринимательства, органическое сочетание экономических и социальных целей и программно-целевое регулирование.
  4. Особое значение имеют государственная поддержка многообразных форм предпринимательской деятельности при условии ее мотивационной направленности, гарантированности, гибкого дифференцированного подхода.
  5. Должны быть обеспечены разделение и кооперация полномочий между государственной, федеральной, региональной и местной властью.

Источник: http://newinspire.ru/lektsii-po-gosregulirovaniiu-ekonomiki/funktsii-gosudarstva-v-stanovlenii-i-razvitii-predprinimatelstva-2238

5. Государство как субъект предпринимательской активности

Роль государства
как субъекта предпринимательского
процесса может быть различной в
зависимости от общественных условий,
ситуации, складывающейся в сфере деловой
активности, и тех целей, какие ставит
перед собой государство.

Читайте также:  Формирование фонда заработной платы: формула, правила расчета т

В
зависимости от конкретной ситуации
государство может быть
:

  • тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;
  • посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;
  • ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской активности и приводит к «буму» предпринимательства).

Каковы же
функции государства как ускорителя
предпринимательского процесса?

Во-первых,
государство берет на себя образовательные
функции, т.е. функции по профессиональной
подготовке и воспитанию предпринимательских
кадров
.

При этом во внимание принимается тот
факт, что осуществление предпринимательской
деятельности в современной ситуации
возможно лишь при условии умелого
сочетания по крайней мере трех основных
элементов и их эффективного использования
в практической деятельности:

а) общеэкономической
теории;

б) конкретных
экономических (предпринимательских)
знаний;

в) количественных
методов в предпринимательстве, т.е.
умения осуществлять предпринимательские
расчеты применительно к любой планируемой
сделке или операции, а также умения
предусмотреть движение средств на
счетах своего предприятия при планировании
и осуществлении какой-либо сделки.

С
1980 г. в США, а затем и в других промышленно
развитых странах государство стало
использовать весьма эффективную форму
стимулирования и поддержки формирующихся
предпринимательских структур – создание
в развитых районах страны так называемых
инкубаторов.

В США, к примеру, вначале
1990-х годов действовало около 350 таких
инкубаторов для начинающих предпринимателей.
Инкубаторы — это центры помощи начинающим
предпринимателям.

Они предоставляют
новым и создающимся фирмам доступные
по цене помещения, услуги по низким
ценам и помощь в управлении компаниями
— от привлечения его конторского персонала
и пользования оргтехникой до консультаций
по бухгалтерскому учету и маркетингу.

Во многих центрах есть специалисты
высокой квалификации для координации
деловых операций, связи которых очень
часто открывают возможности получения
банковских кредитов и другие источники
финансирования. Иногда сами инкубаторы
предоставляют капитал начинающим
фирмам.

Инкубаторы
обычно объединяют под одной крышей от
10 до 100 молодых компаний, нередко в
пустующих производственных цехах,
школах, складах, зданиях государственных
учреждений или в новостройках. Инкубаторы
получают финансовую поддержку от частных
инвесторов, государственных и
некоммерческих организаций, университетов
и колледжей.

Инкубаторы
помогают начинающим бизнесменам избежать
дорогостоящих ошибок. Инкубатор, отбирая
своих подопечных, тщательно проверяет
их финансовое состояние и деловые планы.
Таким образом, инкубаторы не дают
неопытным предпринимателям с первых
же шагов «сбиться с пути».

Поскольку
арендаторы помещений инкубатора сообща
пользуются конторскими услугами и
консультациями по менеджменту и не
тратят крупных сумм на приобретение
дорогой и редко применяемой техники, у
них остается больше средств на рекламу,
закупку товаров и развитие своей фирмы.
К тому же некоторые предприниматели
находят, что инкубатор дает нечто
большее, чем просто экономию денег.
Совместные трудности молодых компаний
и совместная борьба за выживание создают
атмосферу доброжелательности и надежды
на успех. Компании, начинающие свою
деятельность в инкубаторах, не выплачивают
членские или вступительные взносы, но
они платят за помещение, телефон и
обслуживание здания. Арендная плата
неодинакова в разных инкубаторах, но в
общем она ниже, чем цены за аренду
помещений для коммерческих структур.

Когда
арендаторы прочно становятся на ноги,
они покидают инкубатор, что случается
обычно через 4-5 лет.

Долгосрочное
планирование деятельности арендаторов
и постепенное повышение арендной платы
за помещение, которая достигает уровня
рыночной, а иногда и выше, способствуют
выходу молодых предприятий из-под опеки
инкубаторов.

Кроме того, молодые
предприниматели в конце концов приходят
к выводу, что для более эффективной
работы им лучше всего нанимать и обучать
свои собственные кадры. Другим фирмам
уже становится тесно в помещениях,
которые им может предоставить инкубатор.

Во
многих странах создаются национальные
организации, объединяющие такие центры
поддержки предпринимателей. В США, к
примеру, действует специальная федеральная
ассоциация по поддержке и развитию
инкубаторов.

Во-вторых,
государство
поддерживает в финансовом отношении
только что вступивших или вступающих
в сферу деловой активности предпринимателей.


Обычно с этой целью государством
разрабатываются специальные программы
поддержки предпринимателей, в которых
учитываются меры по льготному кредитованию.

Особые льготы предоставляются тем, кто
берется за реализацию каких-либо
предпринимательских проектов.

В-третьих,
государство
обычно также берет на себя функции
создания для предпринимателей требуемой
предпринимательской инфраструктуры
,
т.е.

всех тех вспомогательных (с точки
зрения основного содержания
предпринимательских проектов) структур,
которые могли бы оказать предпринимателю
услуги, необходимые для эффективной
реализации проектов.

Государство обычно
снабжает предпринимателя необходимой
(чаще всего маркетинговой) информацией,
берет на себя также расходы по ведению
научных, научно-технических,
проектно-изыскательских и иных работ
с предоставлением их результатов
предпринимателям на безвозмездной или
льготной основе.

Государство также
стремится к учреждению консультационных,
юридических и иных фирм, облегчающих
деятельность предпринимателей, а также
берет на себя функции по подготовке
кадров нужной квалификации для
предпринимательских структур.

Источник: https://studfile.net/preview/5438216/page:36/

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Как было отмечено ранее, предпринимательство может эффективно развиваться в рыночной экономике.

В то же время рынок своими механизмами, с одной стороны, поощряет и принуждает субъектов рынка к предпринимательской активности, с другой — формирует условия нестабильности внешней среды и дополнительного риска, связанного с высокой неопределенностью и риском востребованности нового товара, технологии, услуги.

Действие рынка, как и любой другой категории экономики, противоречиво. Рынок способствует развертыванию предпринимательской инициативы, но таит и угрозу ее применения против интересов общества и законных интересов других субъектов хозяйствования, особенно в условиях дефицитности и неравновесия в экономике.

Задача заключается в том, чтобы сначала создать равновесный рынок, главным показателем чего может служить единство цены на один и тот же предмет рыночного оборота (товар, кредит и т.д.

), а затем применить к нему совершенную систему регулирования или поддержания равновесия и всех начинаний научно-технического и экономического прогресса. Это предопределяет необходимость вмешательства государства в экономическую среду предпринимательства. В целом объективность государственного регулирования предпринимательской деятельности можно объяснить следующими факторами:

  • ? система частного предпринимательства не гарантирует наличия конкуренции, хотя ее выгоды и общепризнаны. Диспропорции в рыночной структуре могут возникнуть в результате деятельности крупных предпринимателей (сговор сопредельных и взаимозависимых предприятий), а также государственного лоббирования отдельных предпринимательских проектов;
  • ? рыночная экономика не всегда обеспечивает оптимальные экономические условия развития предпринимательства и безопасность новых товаров и услуг, реализуемых субъектами рынка;
  • ? система частного предпринимательства не обеспечивает гарантированное, безопасное и доступное предоставление социально значимых товаров и услуг, которые потребляются всеми членами общества, что является предметом компетенции правительства;
  • ? частное предпринимательство не обеспечивает равные возможности для реализации инновационных проектов и распределения рисков между участниками, разработчиками инноваций и их потребителями;
  • ? баланс интересов предпринимателя, инвестора и государства может быть обеспечен при наличии достаточно формализованных правил и норм.

Государство на Западе постепенно становится хозяином условий воспроизводства капитала и уже начинает выступать в качестве управителя рынка, хотя многие российские политики и экономисты пытаются не замечать этого.

В России роль государства определяют только в качестве защитника «прав интересов юридических и физических лиц в сфере предпринимательской деятельности», создания действенных гарантий «единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств» и органа, призванного обеспечить «механизм противодействия экономической деятельности, направленный на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»[1].

Как показывает практика, эффективность работы рыночного механизма во многом зависит от того, насколько экономические отношения стимулируют предпринимательскую активность и обеспечивают ее безопасность и целесообразность. При этом свобода предпринимательства и хозяйственная ответственность должны быть сбалансированы (риск должен быть оправдан как экономически, так и социально).

Необходимость вмешательства государства в регулирование предпринимательства отмечают и ряд зарубежных ученых, которые считают неправомерным уход российских государственных структур из сферы экономики.

Видный американский экономист Джозеф Стиглиц в отчете Всемирному банку подчеркивал: «Те, кто выступал за приватизацию, с готовностью указывали, что значительная часть государственных предприятий перешла в частные руки, но это было весьма сомнительным достижением… Но еще хуже то, что нарождающиеся частнособственнические интересы приводят к ослаблению государства и разрушают общественный порядок посредством коррупции и присвоения имущества представителями властных структур»[2].

Объективность участия государства как властной структуры и субъекта рынка в формировании условий повышения предпринимательской активности очевидна. Предпринимательство также решает ряд государственных задач, если достигается баланс интересов предпринимателя и государства.

При этом цель государственного регулирования предпринимательской деятельности — это создание оптимальных условий реализации предпринимательских проектов через систему законов, норм, нормативов, гарантий, обеспечивающих защиту и поддержку всех участников, безопасность и надежность нововведений.

В то же время государство через предпринимательскую деятельность с помощью прямых (через свои предприятия) или косвенных мер призвано решать следующие задачи:

  • ? формирование национальной экономики, отвечающей требованиям безопасности, современным мировым тенденциям, инновационному типу экономического развития;
  • ? создание условий беспрепятственного функционирования системы рыночных отношений и конкуренции, способствующих предпринимательской активности и благоприятному инвестиционному климату;
  • ? соблюдение государственных и общественных интересов, особенно на наукоемких направлениях экономического пространства;
  • ? обеспечение экономической и национальной безопасности, в том числе защита отечественного предпринимателя, гарантия социальной защищенности населения.

Данные задачи разнородны и иногда противоречивы, что предполагает комплексный подход к их решению. Именно сбалансированность интересов и условий необходимо обеспечить при создании системы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

В соответствии с этим при создании системы государственного регулирования необходимо использовать следующие принципы (правила):

  • ? комплексность и целостность системы регуляторов, их взаимодополняемость, взаимоподдержка и взаимозависимость;
  • ? системный подход при формировании и выделении показателей, методов, приемов и форм регулирования;
  • ? приоритетность социально-экономических целей в ранжировании регуляторов и дифференциация методов регулирования (от запретительных до протекционистских) в зависимости от решаемых предпринимателем социальных, экологических, экономических задач;
  • ? обеспечение равных условий и возможностей для предприятий, реализующих предпринимательские проекты, независимо от формы собственности, хозяйствования, географического местонахождения.
Читайте также:  Особенности сшивания документации: основные требования

Перечисленные принципы могут быть реализованы через систему государственных регуляторов, включающих:

  • ? формирование завершенной нормативно-правовой базы, обеспечивающей экономическую и правовую безопасность предпринимательской деятельности;
  • ? приведение научной, методологической основы организации предпринимательства в соответствие с принципами экономики инновационного типа;
  • ? формирование системы процедур контроля безопасности и эффективности предпринимательских проектов, в том числе реализуемых с поддержкой государства;
  • ? создание целевых научно-исследовательских и учебных баз, обеспечивающих непрерывную подготовку инновационноориентированных предпринимателей, способных реализовать наукоемкие предпринимательские проекты;
  • ? организацию адекватной информационно-коммуникативной инфраструктуры, обеспечивающей поиск, экспертизу и реализацию научных идей, результатов НИОКР.

С точки зрения теории организации государство как властная структура, обеспечивающая экономические и социальные гарантии всему обществу, призвано сбалансировать интересы общества, предпринимателя, наемных рабочих и служащих, потребителя.

Те задачи, которые ставит общество как приоритетные, решаются государством с привлечением всех хозяйствующих структур (хотят они того или нет). При этом применяются методы как принуждения, так и стимулирования. Каждое государство решает указанные проблемы по своему усмотрению, исходя из конкретных экономических, национальных и политических условий.

В то же время глобализация и интернационализация экономического развития выявила общие подходы роли государства в системе отношений государство — предприниматель.

С точки зрения защиты интересов отечественного предпринимателя от экспансии международных корпораций государство формирует ограничивающие или даже запретительные барьеры для зарубежных предпринимателей.

В данных условиях экономическая безопасность предпринимателя должна гарантироваться государством, так как одни только предприниматели не могут в полной мере нести высокие риски в конкурентной борьбе с международными корпорациями. Проигрыш отечественного предпринимателя негативно отражается на национальной экономике.

Защита интересов предпринимателя со стороны государства предполагает и выработку мер, призванных обеспечить цивилизованное поведение предпринимателя, включая защиту интересов наемных работников, интересов потребителей продукции и услуг предпринимательской деятельности. Исходя из этого к функциям государственного воздействия на предпринимательские структуры можно отнести следующие:

  • ? защита интересов потребителей с точки зрения безопасности, надежности и адекватности продукции и услуг, предлагаемых на рынке предпринимателем;
  • ? защита интересов наемных рабочих и служащих на предмет безопасности труда, выполнения трудовых контрактов, условий труда и жизнеобеспечения;
  • ? защита интересов собственника интеллектуального продукта (право интеллектуальной собственности) на основе патентов, лицензионных договоров;
  • ? защита национальной безопасности, в том числе меры по нераспространению предпринимательского продукта за пределы страны (если эти нововведения прямо или косвенно обеспечивают национальные интересы);
  • ? защита предпринимательских структур от недобросовестной конкуренции, от экономического «прессинга», в том числе система поддержки малого предпринимательства, перераспределения рисков, включения в предпринимательские проекты казенных предприятий в качестве гаранта их надежности.

Эти функции государства в системе регулирования предпринимательской деятельности могут реализовываться через различные виды государственного вмешательства и протекционизма.

Основными видами государственного вмешательства в систему рыночных отношений субъектов предпринимательства являются:

  • ? система государственных ограничений и запретов;
  • ? система государственного протекционизма и лоббирования;
  • ? государственное предпринимательство как субъект рынка. Оно обеспечивает воздействие прямым и косвенным путем на процессы создания, распространения, внедрения «ноу-хау» и формирование таких условий хозяйствования, которые необходимы для активизации предпринимательских интересов во всех секторах и структурах (независимо от формы собственности).

Остановимся подробнее на перечисленных видах государственного вмешательства, обеспечивающих реализацию общенациональных государственных целей и задач через активизацию предпринимательской деятельности.

В систему ограничений и запретов входят следующие формы государственного регулирования:

  • ? лицензирование отдельных видов деятельности для обеспечения безопасности и надежности производства и реализации продукции и услуг (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») на основе оценки состояния материально-технической базы, квалификации персонала и возможностей предприятия по реализации предпринимательского проекта;
  • ? сертификация продукции и услуг на предмет их надежности и безопасности;
  • ? запреты на осуществление предпринимательской деятельности, не отвечающей нормативно-законодательным актам по охране окружающей среды, по сохранению архитектурных памятников и т.д.;
  • ? квотирование объемов производства и реализации продукции и услуг по экспортно-импортным операциям (обеспечивает защиту национальных интересов и реализацию международных соглашений);
  • ? запреты на распространение научных разработок, некоторых видов товаров и услуг, имеющих значение для национальной безопасности и включенных в международные соглашения по их нераспространению.

Система государственного протекционизма и лоббирования предполагает создание условий приоритетного и экономически выгодного развития тех или иных видов предпринимательства. Системообразующим интересом здесь является инновационно-ориентированный стиль поведения предприятия в рыночной среде независимо от формы собственности. Государственный протекционизм предполагает:

  • ? создание нормативно-законодательной базы по поддержке (финансовой, правовой, организационной) предпринимательства, особенно малого, в виде льгот по налогообложениям, сокращению административных преград выхода на рынок с новой продукцией или услугами;
  • ? государственное инвестирование инновационных проектов на основе конкурсов, инвестиционных торгов с последующим распространением (продажей) апробированных новых технологий другим предпринимательским структурам;
  • ? предоставление гарантий инвесторам при реализации социально значимых или наукоемких проектов, обеспечивающих значительный прорыв в научно-технических разработках и их применение в экономической жизни общества (например, развитие нанотехнологий на основе государственного национального проекта). Действенным рычагом воздействия государства на развитие предпринимательской активности, добросовестности конкуренции и страхование рисков является собственный пример, а именно: государственное предпринимательство. Наряду с государственной монополией коммерческого характера и государственным субсидированием частного сектора государственное предпринимательство формирует условия стабильности развития экономики. Государственная монополия коммерческого характера служит в основном социальным и фискальным целям и устанавливается на продажу таких видов продукции, как электроэнергия, полезные ископаемые. В то же время государственное предпринимательство ориентируется на наукоемкое и — на первых этапах — капиталоемкое производство.

При этом государственные предприятия как предпринимательские структуры должны выступать «проводниками» государственного воздействия на экономику. С их помощью государство получает возможность выполнять свои многообразные функции по формированию экономики инновационного типа.

В системе государственного воздействия на предпринимательскую деятельность в настоящее время отводится большое место комплексным целевым программам (национальным проектам), решающим наиболее важные социально-экономические проблемы, в том числе по поддержке и финансированию наукоемких производств, обеспечивающих новый уровень технологии и организации производства. Предпринимательские структуры участвуют в реализации мероприятий, программ (национальных проектов), что обеспечивает государственное софинансирование нововведений от их разработки до внедрения с последующим участием государства и в распределении прибылей.

В обобщенном виде система государственного регулирования представлена на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Основные формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

  • 1. Каковы сущностные признаки предпринимательства?
  • 2. При каких условиях предпринимательские структуры наиболее активны?
  • 3. Расскажите о видах предпринимательства. Дайте их классификацию.
  • 4. Назовите основные проблемы развития предпринимательства в России.
  • 5. Почему необходимы меры государственного регулирования предпринимательской деятельности?
  • 6. Дайте характеристику основных методов и форм государственного регулирования предпринимательства в России.
  • 7. Каковы предназначение и основные функции государственных предпринимательских структур?

Источник: https://bstudy.net/729519/ekonomika/gosudarstvennoe_regulirovanie_predprinimatelskoy_deyatelnosti

Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики (стр. 1 из 6)

  • Министерство образования Республики Таджикистан
  • Российско-Таджикский (Славянский) Университет
  • Кафедра Экономики
  • Курсовая работа
  • По учебной дисциплине: Экономическая теория
  • Тема: «Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики»
  • Выполнил: Студент группы 2МТБ
  • Авезов Шахром
  • Приняла: Научный руководитель

Сугарова Ф.В.

План

Введение. 3

1. Понятие, сущность государственного предпринимательства. 5

2. Формы государственного предпринимательства в России. 14

  1. 3. Пути повышения эффективности государственного предпринимательства 21
  2. Заключение. 31
  3. Литература. 33
  4. Введение

На современном рынке государственное предпринимательство играет важную роль. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства, может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений.

Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д.

В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутренних и внешних рынках.

Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы.

Рыночный механизм не в состоянии решить все проблемы экономического роста. Наряду с двигательными силами в нем заложены элементы сдерживающие экономическое развитие.

Это наблюдалось и раньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и прежде всего рабочей силы.[1]

Поэтому, говоря в настоящее время о рыночной экономике, мы говорим как о роли государства вообще, так и о государственном предпринимательстве.

Далее рассмотрим значение государственного предпринимательства на современном этапе функционирования экономики страны. Что входит в содержание государственного предпринимательства и какие тенденции государственное предпринимательство переживает в современной России?

  • Исходя из вышесказанного, ставим перед собой следующую цель: исследовать значение и содержание государственного предпринимательства в условиях рыночной экономики.
  • Задачи данной работы, исследовать значение и содержание государственного предпринимательства в условиях рыночной экономики.
  • Поставленная цель решается через следующие задачи:
  • определить понятие государственного предпринимательства;
  • раскрыть возможные методы воздействия государства на экономику страны;
  • изучить функции и значение государственного предпринимательства;
  • рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития государственного предпринимательства.
  • 1. Понятие, сущность государственного предпринимательства

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Читайте также:  Что требуется учесть в приказе о назначении ответственного лица за электрохозяйство

Государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства.

Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса; отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, связь, оборона); «общественные товары» (дороги, экология, уличное освещение и др.). Разновидностью государственного предпринимательства следует считать и сдачу в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.

В результате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в производственно-комерческих операциях.

Государственное предпринимательство не является самым эффективным, оно менее эффективно, чем частное. Поэтому для мировой практики характерно, что непосредственной хозяйственной деятельностью государство занимается в тех условиях, когда она не выгодна для частников или они не в состоянии её выполнять.

  1. В развитой рыночной экономике государственное предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций выполняет следующие функции:[2]
  2. -общеэкономическую
  3. -ресурсную
  4. -инновационную
  5. -организаторскую

Определяющей функцией в развитой экономике является, общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций как субъектов рынка.

Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров и их доведение до конкретных потребителей.

Причём предпринимательская деятельность осуществляется её субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что выступает объективной основой проявления общеэкономической функции.

Поступательное развитие государственного предпринимательства – одно из определяющих условий общеэкономического роста, увеличение объёмов валового внутреннего продукта и национального дохода, а это выступает как появление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.

Важнейшей функцией государственного предпринимательства является — ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причём под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства.

Разумеется в первую очередь это трудовые ресурсы , земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а так же предпринимательский талант.

Предприниматель может добиться наивысших успехов, если нововведения в той сфере деятельности, в которой он создаёт собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Предприниматели заинтересованы в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам.

Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека.

Предпринимательству как новому, типу антибюрократического экономического хозяйствования свойственна инновационная функция связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.

Важная функция предпринимательства – организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы.Сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектах предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.

На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все больше значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих, государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта.

  • Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как: [3]
  • обеспечение необходимых темпов роста,
  • сглаживание циклических колебаний,
  • поддержание занятости,

стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.

Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь.

Но не только это, государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса.

Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции — до 1/4, Италии и Великобритании — до 1/3, в Австрии и Франции — свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.

[4]Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

Источник: https://mirznanii.com/a/255138/gosudarstvennoe-predprinimatelstvo-v-usloviyakh-rynochnoy-ekonomiki

Роль государства в регулировании предпринимательства

Государство является основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательства.

Исходя из этого, безопасность предпринимательства следует понимать также как готовность и способность институтов власти создавать механизмы регулирования и защиты интересов предпринимателя.

Государство осуществляет регулирование всей совокупности отношений, опосредствующих предпринимательскую деятельность в той мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и человека.

Государственное регулирование предпринимательства осуществляется в соответствии с принципами, являющимися частью объективно существующих общих принципов управления государством, закрепленных в действующем законодательстве: законность, гуманность, целесообразность, справедливость, сочетание государственного регулирования и независимости субъектов предпринимательства, взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов, соблюдение баланса интересов государства и предпринимателя, ограниченность числа субъектов государственного регулирования.

Методы государственного макроэкономического регулирования включают в себя экономические и административные.

Административные методы предполагают: ограничение необоснованной рисковой деятельности, ответственность за нарушение процессуальных норм; отзыв лицензий; текущий надзор и аудит; законодательное внедрение механизмов адаптации к рискам. Экономические методы подразделяются на нормативные (прямые) и регулирующие (косвенные).

Регулирование предпринимательства как экономико-правовая категория присуща рыночной экономике, правовому государству.

В условиях административной системы хозяйствования, где вся экономическая жизнь протекала в рамках государственной собственности, этой проблемы не существовало, поскольку не существовало самого предпринимательства.

В процессе реформирования российской экономики произошли крупномасштабные изменения собственности, и решающим элементом экономической системы страны сегодня являются субъекты предпринимательской деятельности.

Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства.

Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.

Хозяйственным законодательством Российской Федерации в качестве основополагающих принципов предпринимательской деятельности определены инициативность и самостоятельность хозяйствующих субъектов.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе заключенных с поставщиками и покупателями договоров, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается прибылью. Вместе с тем самостоятельность предприятия не может быть безграничной без государственного контроля, регулирования, координирующего воздействия.

Предпринимательская деятельность в современных условиях требует государственного регулирования, благодаря которому частные интересы ее конкретных субъектов будут сочетаться с публично-правовыми интересами всего общества. В системе мер такого регулирования в Российской Федерации широкое распространение получило лицензирование этой деятельности.

Лицензирование предпринимательства — сравнительно новое явление в российском законодательстве, однако в применении лицензионного механизма наметились определенные правовые проблемы. Их решение становится условием его эффективного функционирования.

Законодательство не содержит пока легального определения понятия лицензирования предпринимательства, что позволяет рассматривать его или как особый правовой режим, или как своеобразный способ публичного регулирования предпринимательства, или как вид государственной деятельности.

Лицензирование способно оказывать значительное, в том числе негативное, воздействие на темпы и направления развития предпринимательства в России. Детальная правовая регламентация указанного явления исключительно важна, так как весьма остро стоит проблема единого законодательного подхода к формированию перечня лицензируемых видов деятельности.

Эффективным средством государственного регулирования экономики, предпринимательства в рыночных условиях является осуществление налоговой политики в стране.

Выполнение налоговых обязательств предпринимателями — налогоплательщиками — важнейшее требование государственной дисциплины. Налоговое законодательство предусматривает меры, обеспечивающие соблюдение порядка уплаты налогов и других обязательных платежей.

За нарушения налогового законодательства налогоплательщик может нести финансовую, административную, дисциплинарную и уголовную ответственность.

Государственное регулирование и поддержка играют исключительно важную роль в развитии предпринимательства. Анализ нормативных актов в этой сфере с позиции их влияния на развитие предпринимательства в России позволяет определить, что механизм государственного воздействия включает организационно-управленческие и экономические меры.

Организационные структуры поддержки бизнеса сегодня представлены в первую очередь Государственным комитетом РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, региональными фондами, агентствами, центрами и др.

Все более активно действуют на федеральном и региональном уровнях союзы, ассоциации, и другие общественные объединения малых предприятий. Существенно укрепилась система торгово-промышленных палат, обладающая значительным потенциалом в сфере поддержки мелких предпринимателей.

Вторую группу мер поддержки предпринимательства составляют различные фонды, источники их финансирования, рычаги и стимулы как межотраслевого, так и регионального воздействия.

В развитии предпринимательства существенную роль играет региональная система регулирования и поддержки малого предпринимательства. Формы и методы реализации региональной политики в отношении малого предпринимательства исходят, с одной стороны, из мер, принимаемых на государственном уровне, с другой — определяются задачами развития и спецификой каждого конкретного региона.

Источник: https://studwood.ru/2020784/ekonomika/rol_gosudarstva_regulirovanii_predprinimatelstva

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector